Завершается год. Приближается новый, а с ним и новые заботы, и новые траты. Каким будет бюджет города в 2020 году? Окажется ли он оптимально сбалансированным? Будет ли бездефицитным?.. Все это зависит от того, насколько организованно и всесторонне была проведена его верстка, предусмотрены ли все нюансы, учтено ли общественное мнение.

пс

Совсем скоро Городской Думе предстоит принимать наш главный финансовый документ года в окончательном виде. В преддверии этого события на заседаниях профильных комитетов думы идет обсуждение основных положений проекта бюджета города на следующий год и плановый период 2021 и 2022 годов. Депутаты должны учесть и мнения димитровградцев, их предложения и замечания, обратить внимание на те направления, которые горожане считают особенно важными. Предложения и вопросы общественности, в частности, прозвучали в ходе публичных слушаний, состоявшихся 26 ноября и по традиции проведенных в городском драматическом театре. На встречу пришло около 150 димитровградцев. Провел слушания первый заместитель главы города Альберт Гатауллин.

Открыв слушания, рассказав о работе оргкомитета по их подготовке и познакомив собравшихся с регламентом, Гатауллин предоставил слово начальнику управления финансов и муниципальных закупок администрации Димитровграда Николаю Битосову, который познакомил участников встречи с проектом решения Городской Думы об утверждении бюджета.

В соответствии с проектом, доходная часть бюджета в 2020 году составляет два миллиарда 219 миллионов рублей - по отношению к первоначально утвержденному на 2019 год бюджету больше почти на 397 миллионов.

Объем собственных доходов по налогам предусмотрен в размере 827,9 миллиона рублей. Безвозмездных поступлений из областного бюджета ожидается один миллиард 391 миллион рублей (62,7 процента от общей суммы доходов).

Расходы в следующем году, как предполагается, не будут превышать доходы и также составят два миллиарда 219 миллионов. Наибольший удельный вес по-прежнему составят расходы в социально-культурной сфере - 77,9 процента.

Основными направлениями бюджетной политики Димитровграда на 2020 и плановый период 2021 и 2022 годов, по информации начальника управления финансов, станут: обеспечение сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы; повышение эффективности бюджетных расходов; сохранение безопасного уровня долговой нагрузки; повышение прозрачности и открытости бюджетного процесса; устранение риска неисполнения финансовых обязательств; обеспечение соответствия параметров городского бюджета ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В 2020 году предусмотрена реализация трех национальных проектов: «Демография» - федеральный проект «Спорт - норма жизни»; «Жилье и городская среда» - федеральные проекты «Формирование комфортной городской среды» и «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда»; «Экология» - федеральный проект «Оздоровление Волги». Всего на реализацию этих проектов предусмотрено выделение 242 миллионов рублей, в том числе из федерального и регионального бюджетов. В 2021-2022 годах будет также воплощаться федеральный проект «Современная школа» в рамках национального проекта «Образование» (в частности, в 2021 году планируется строительство школы на 1100 мест на проспекте Автостроителей).

Реализация перечисленных проектов будет осуществляться в рамках муниципальных программ. На 2020 год предусмотрены средства на реализацию мероприятий 17 таких программ на общую сумму 1974,4 миллиона рублей (89 процентов от общей суммы расходов бюджета города).

Предусмотрено софинансирование из бюджета на капитальный ремонт и оборудование школы №10; замену оконных блоков в школе №22, замену оконных блоков в дошкольных образовательных учреждениях; поддержку творческой деятельности и укрепление материально-технической базы муниципальных театров; комплектование книжных фондов; ремонт Дворца спорта «Дельфин»; модернизацию футбольного поля с искусственным покрытием; укладку искусственного покрытия и легкоатлетических беговых дорожек на стадионе «Старт»; закупку спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок ГТО; адресную финансовую поддержку спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации; обеспечение жильем молодых семей; улучшение жилищных условий работников муниципальных учреждений; создание комфортной среды и улучшение архитектурного облика; переселение граждан из аварийного жилищного фонда; оборудование контейнерных площадок; благоустройство родников; сбор, удаление отходов и очистку сточных вод; реконструкцию дорог по улице Западной и проспекту Автостроителей и т.д.

Предусмотрено также софинансирование для участия муниципального образования в конкурсном отборе проектов развития, подготовленных на основе местных инициатив граждан, проводимом Министерством финансов Ульяновской области - начиная с 2020 года жители городских округов для участия в конкурсе могут подавать заявки не только на ремонт дорог в садовых обществах. Условия участия: софинансирование со стороны муниципального образования - 12 процентов и населения - 7 процентов.

Как отметил докладчик, проект бюджета отражает текущую экономическую ситуацию и адекватен тем возможностям, которыми располагает сегодня город. К сожалению, потребности города удовлетворены не в полном объеме и необходимо будет продолжать работу по эффективному расходованию бюджетных средств.

Полный текст проекта бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов опубликован на официальном сайте администрации и Городской Думы Димитровграда.

После представления проекта начались выступления участников. При обсуждении проекта горожане высказывали замечания, вносили предложения, задавали вопросы. В числе замечаний были и принципиальные – в частности, отмечено снижение налоговых и неналоговых доходов, а также финансирование ряда важнейших статей расходов (в частности, расходов на благоустройство и расходов на обеспечение функционирования жилищно-коммунального комплекса), и увеличение безвозмездных поступлений из областного бюджета, что не может не заставить задуматься – в первую очередь над необходимостью увеличения собственных доходов. Кстати, ведущий слушаний отметил, что бюджет города сформирован пока без тех средств, которые для регионов закладываются в федеральном бюджете и которые еще не доведены до регионов, и незначительные, как отмечали некоторые выступавшие, суммы на те или иные цели – это только доли городского софинансирования.

Горожане предложили предусмотреть в проекте бюджета средства на обеспечение безопасности движения детей в школы. Попросили включить в бюджет финансирование работ по проведению центральной канализации для частного сектора района Березовой рощи. Спрашивали, закладываются ли средства на ремонт учреждений культуры, на оплату коммунальных услуг. Были затронуты вопросы организации питания в школе детей из многодетных семей, оформления земельных участков для таких семей, качества ремонта образовательных учреждений, необходимости повышения зарплаты работников учреждений дополнительного образования. Прозвучала просьба увеличить объемы средств, направляемых на поддержку спорта. Участники слушаний интересовались, заложены ли в бюджете средства на подготовку города к празднованию 75-летия Победы – ремонт памятников, обустройство прилегающих к памятным местам территорий и т.д.? Был задан вопрос и о судьбе зданий, имеющих историко-культурную ценность, но находящихся сегодня в плачевном состоянии. Жители Первомайского района, объединившиеся в ТОС «Ипподром», напомнили о необходимости продолжать работы по водопонижению в этом районе и просили координировать действия задействованных в реализации проекта структур...

В ходе обсуждения проекта участники затронули много других тем. Все предложения были зафиксированы в протоколе заседания и будут учтены при дальнейшей работе над бюджетом.

Подготовил Сергей СЛЮНЯЕВ
Фото предоставлено Городской Думой