«Не опасаясь обвинения в преувеличении, могу сказать по совести, что подобного произведения, как драма «Гроза», в нашей литературе не было. Она, бесспорно, занимает и, вероятно, долго будет занимать первое место по высоким классическим красотам». И.С.Гончаров. Вот так думал об этом выдающемся произведении Островского замечательный русский писатель и наш земляк.

rQxZyDQhebw

Вопросы, которые поднимает А.Н.Островский в «Грозе», а это имеет значение и для сегодняшнего подрастающего поколения, относятся не только к современной ему жизни, но и к нынешней повседневности. Из опыта и ошибок его героев можно вынести немало полезных уроков. Почему же правда и счастье вдруг оказываются противостоящими? Почему правда, за которую мы бьемся, подчас не приносит желанного счастья? И что же такое есть счастье тогда? В чем смысл существования человека? Самоубийство Катерины – это сила или слабость?

На уроках литературы с ребятами-десятиклассниками мы поднимали эти вопросы и отвечали на них так, как считает правильным поколение XXI века. Сила или слабость? Современные школьники заключили, что слабость. Каждый из них сумел найти иной выход для Катерины, чем смерть. И в этом они абсолютно правы. Нет ничего на свете ценнее жизни!

Мои ученики, все, как один, впечатлились «Грозой», и я предложила поставить пьесу на школьной сцене. Ребята без лишних раздумий согласились. Я старалась распределить роли так, чтобы каждый образ персонажа Островского и моего десятиклассника, исполняющего роль в спектакле, органично сливался. Так, волевая Дина Кадямова стала Марфой Игнатьевной Кабановой, динамичная Динара Абдульманова - Варварой Кабановой, бесконфликтный Наиль Абдулганиев сыграл Тихона Кабанова, кроткая и глубокая Гульшат Насыбуллина предстала в роли Катерины, яркий Эмиль Хайруллин – просто настоящий Борис, дерзкий Иляс Эминов, конечно, выступил в роли Дикого, интеллигентный Рафаиль Сатдаров стал Кулигиным, блистательная Амина Зверева - барыней, неугомонный Ильсаф Шабаев – Кудряшом, миролюбивый Ильдар Габайдуллин – Шапкиным, творческая Рината Гарифуллова – Феклушей, музыкальная Алия Юсупова – Глашей...

В процессе репетиций пришла в голову мысль – открыть пьесу танцем. Таким танцем, который отображал бы душевное состояние Катерины – центрального персонажа драмы. Танец как отдельный вид живого искусства способен без слов передать глубину переживаний и бездну эмоций. Для исполнения танца были отобраны девочки из 9 и 10 классов: Карина Шелгунова, Диляра Ахсянова, Карина Валиуллина, Александра Хабирова, Чулпан Хуснутдинова, Амина Зверева, Гульшат Насыбуллина и Алия Юсупова. Танцевали под песню «Не для тебя». Карина Шелгунова одновременно танцевала сама и отрабатывала танец с девочками. Алие Юсуповой (Глаше), кроме основной роли, досталась песня «Белым снегом», которую она превосходно спела для Катерины во втором действии.

Рината Гарифуллова нарисовала декорации. Мы также взяли много старинных вещей из школьного музея, чтобы создать атмосферу того времени, о котором говорит в драме Островский. Получилось три зоны: основная сцена (улица и дом Кабановых), беседка и Кабанов сад, расположенный в центре зала. Напечатали билеты, нарисовали афишу, пригласили учителей, родителей, друзей. Каждую мелочь продумывали вместе: затемняли окна, украшали зал, принесли даже кресло-качалку из дома... Приходилось репетировать и по воскресеньям! Но скажу вам откровенно: эти усилия стоили того!

И вот настал долгожданный день. 14 мая состоялась премьера драмы «Гроза» А.Н.Островского в актовом зале нашей школы №22 имени Г.Тукая. В зале было около 60 человек – зрители, участники, педагоги. Сложно сейчас передать эмоции, переполняющие нас с ребятами. Но вообще никто не остался равнодушным!

Родители и учителя с гордостью и трепетом в душе наблюдали мастерскую игру наших талантливых детей. Постановка состояла из пяти действий, выступление длилось около часа. Убеждена, что этот триумфальный час запомнится ребятам на всю жизнь!

От себя хочу сказать, что 14 мая 2019 – один из самых ярких, счастливых и запоминающихся дней в моей школьной жизни. Учителю для того, чтобы увидеть плоды своего труда, требуется много сил и времени. И результат этот будет зависеть от самого педагога, его стараний, веры, любви к детям и к своему созидательному труду. Образовательный процесс – это ведь не только передача знаний, но и процесс воспитания, процесс взаимодействия учителя и ученика – взаимовлияние друг на друга, обмен эмоциями, мыслями, переживаниями. Поэтому учителю важно воспитать нравственно здоровую личность, передавать свою мудрость и положительные эмоции.

Как сказал однажды Дмитрий Иванович Менделеев: «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян». Я горжусь своими замечательными учениками, от всего сердца надеюсь, что такая усердная работа оставит в них добрый след и поможет, несмотря на все житейские трудности, стремиться вперед, достигать поставленных целей и получать отличный результат! После пьесы я услышала много слов благодарности от ребят, отзывы от учителей и родителей. Приведу в пример некоторые из них.

«Хочу поделиться впечатлениями от увиденного спектакля не только как родитель, чья дочь исполнила роль Марфы Кабановой, но и как коллега Люции Рафаильевны, учитель литературы.

Постановка осуществлялась в обычном школьном актовом зале, рассчитанном на небольшую аудиторию. Декорации, оформление зала, пригласительные билеты, обстановка домостроевской России, музыкальное сопровождение – все расположило зрителей к просмотру.

Актерами выступили десятиклассники, изучившие пьесу А.Н.Островского «Гроза» еще в первом полугодии. Значительная работа проведена учителем при разборе характеров героев, поскольку ребята справились с игрой на сцене как профессиональные артисты, они все вжились в роли.

То волшебство, которое совершила Л.Р.Каримова с учениками 10 класса, доказывает нам, что мастерство педагога и профессионализм способны творить только хорошее, доброе, вечное. И современные дети умеют читать, думать, учиться на чужих ошибках - а это самое главное предназначение литературы.

С благодарностью и ожиданием новых постановок, О.Р.Кадямова».

«Когда я получила в руки пригласительный билет на драму «Гроза», была очень заинтригована. Кто будет играть на сцене? Сумеют ли преподнести ту далекую эпоху? И вот наступил этот день! Вхожу в актовый зал и вижу быт купечества XIX века. Актерами выступили учащиеся 10 класса. Каждая роль до ниточки продумана Л.Р.Каримовой. Учащиеся так глубоко проникли в образы, играли, словно они актеры Государственного драматического театра. Моей коллегой, Люцией Рафаильевной, проведена огромная работа, затрачено много энергии, зато результат восхищает и радует. Я выражаю глубокую признательность и благодарность за прекрасный спектакль и главное за то, что учитель литературы смогла передать свою любовь к русской литературе своим ученикам!

С благодарностью и ожиданием новых постановок, Л.Т.Вахитова».

«14 мая 2019 посчастливилось посетить школьную постановку пьесы «Гроза» А.Н.Островского. Пригласительный был на три лица. Пошли с мамой и семилетней дочкой. Я не помню, когда в последний раз испытывала такие впечатления даже от профессиональных постановок, но эта школьная постановка превзошла все мои ожидания. Весь зал смотрел только на сцену, спектакль прошел на одном дыхании. Восторгу нет предела! Серьезная постановка, продуманные декорации, атрибутика, присущая театральным выступлениям, интересное решение с постановочными танцами и музыкальным сопровождением... Дети не играли, они проживали события тех времен, смогли отразить в игре тонкую грань человеческих отношений. Без преувеличения: великолепная режиссерская и актерская работа. Спасибо за подаренные впечатления!

С благодарностью, А.М.Зверева».

«Потрясающая работа учителя Люции Рафаильевны над спектаклем «Гроза». Актеров не было - были живые люди, ведь ученикам удалось сделать почти невозможное: наполнить постановку чем-то хрупким и неуловимым. Я получила колоссальное удовольствие! Мой сын просто вжился в роль Кудряша, поразил и удивил! Спасибо за Ваш труд и душевную подачу очень важного для воспитания и образования предмета - литературы.

С благодарностью, Р.А.Шабаева».

Люция Рафаильевна КАРИМОВА, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории школы №22

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить