«Если артисту есть что сказать, он даже паузой скажет», - эту фразу я услышала от Нины Григорьевны Шкаловой во время интервью, которое она дала нашей газете по присвоении ей звания заслуженного работника культуры Ульяновской области. 16 августа ее не стало. И сегодня хочется вспомнить фрагменты нашего разговора, который состоялся в 2014 году.

Шкалова Нина

Беседа проходила перед вечерним спектаклем. Нине Григорьевне надо было идти гримироваться. Тем не менее мы начали разговор «с самого начала», то есть с того момента, как девочка Нина решила «пойти в артистки».

- Я росла романтичной девочкой, как и многие в то время, собирала открытки с изображением популярных артистов кино и, конечно, сама мечтала когда-то оказаться среди них. Задумываться об этом стала в шестом классе.

- Были любимые актеры?

- Никого особенно я не выделяла, да и кого, например, можно было выделить среди актеров, игравших молодогвардейцев? Все великолепны!

- Вы что-то предпринимали, чтобы ваша мечта воплотилась в реальность?

- Ходила в драматический кружок при средней школе – это было в Новокуйбышевске. Подруги знали о моей мечте. С одной из них я даже поспорила на то, что я стану артисткой. Она мне проспорила шоколадку. Шучу. Это было так давно... (Нина Григорьевна улыбается).

В последние годы многие, даже люди старшего поколения, массово начали пользоваться интернетом. Так в «Одноклассниках» мне один школьный товарищ написал, что он до сих пор помнит, какой этюд я играла на школьной сцене, когда училась в девятом классе!

- И после школы вы, конечно же, поехали поступать...

- В Москву, не иначе. Папа был счастлив, что дочь в театральное поступает, но мама была против. В Москву у меня не получилось. Я поступила в Куйбышевское культпросветучилище на режиссера массовых мероприятий. По его окончании работала в Сызранском театре. У меня с той поры сохранились брови от грима Бабы Яги. Это была моя первая, как у нас говорят, вводная роль. С 1980 года работаю в Димитровградском драматическом театре. Закончила Самарскую академию культуры и искусства. Моя дипломная работа основывалась на театрализованном открытии в Димитровграде мемориальной доски на доме, где жила заслуженная артистка России Бронская, первая получившая это звание в нашем городе.

- Сколько ролей здесь сыграли?

- Я роли не считаю. Главное, что есть роль. Нет плохих или хороших ролей. Во главе угла всегда режиссер. От него все идет: постановка, актерский ансамбль. Бывает, что пьеса хорошая, а режиссер ею не горит. Тогда и спектакль получается... как получается.

- Вам приходилось ездить на гастроли?

- Когда работала в Сызрани, мы гастролировали по Западной Украине, по Белоруссии. В димитровградском театре, помню, были большие гастроли в Ярославле. Но в основном мы ездим по селам Ульяновской области.

- Вас это расстраивает?

- Нисколько. Как-то в село вывозили «Коварство и любовь» Шиллера. Лето, жара, мы в париках и кринолинах... Но есть понимание того, что мы делаем нужное дело. Где еще сельчане увидят исторические костюмированные пьесы? Сегодня современные режиссеры стилизуют материал и костюмы, и современный зритель не видит настоящего, а ведь через костюмы мировая история познается.

- Что вам больше нравится играть: классику или современность?

- Если артисту есть что сказать - он даже паузой скажет. Я повторяю, что многое зависит не только от актера, но даже в первую очередь, от режиссера. Он наш главный помощник, мы ведь себя со стороны не видим.

- Кого из режиссеров нашего театра вы выделите?

- Олега Сидорина с постановкой «Коварство и любовь», Юрия Синина («Мы едем, едем, едем», «Васса»), мастера комедии Алексея Мельникова – человека со здоровым юмором.

- Какие пьесы вам нравится играть?

- Костюмированные. Где же еще женщины смогут носить великолепные платья? Но надо уметь носить костюмы на кринолинах. Меня этому учили в училище, учили художники и режиссеры. Есть специальная литература. На первом фестивале «АтомГрад» мы ставили костюмную пьесу Александра Островского «Банкрот». Один из критиков отметил «...умение Нины Григорьевны Шкаловой носить исторический костюм». Мне было очень приятно. При нашей маленькой сцене и узких кулисах надо быть виртуозом, чтобы играть в бальных платьях. Мы с актрисами рассуждали: как же в давние времена женщины постоянно их носили?..

- Нина Григорьевна, как вы работаете над ролью?

- Стараюсь глубоко погрузиться в суть образа. Если не получилась, то слишком глубоко погрузилась. А если серьезно - сколько ролей, столько «кухонь». Стремлюсь к внешней неузнаваемости, к внутреннему преображению. Потому как перевоплощение - самый неуловимый этап в работе артиста.

- С недавнего времени спектакли идут четыре раза в неделю. Как это сказывается на вашей трудоспособности, настроении, самочувствии?

- Вечерние спектакли играем только три раза в неделю, а в воскресенье - дневной детский. А хотелось бы играть все шесть дней в неделю! Я думаю, что это не только мое желание, но и всех актеров. Энергетика, отдаваемая зрителю, возвращается увеличенной и подпитывает актера.

- Ваше жизненное кредо...

- Никогда не считай зрителя глупым. Зритель для актера - друг.

- Что вам помогает прекрасно выглядеть и находиться в творческом тонусе?

- Если я и выгляжу внешне неплохо, то за это спасибо маме и папе. Генетика занимает не последнее место в этом деле. А что касается косметических масок - я ленивая. Творческий тонус? Жизненный опыт помогает. В Димитровграде у меня много родственников, друзей. И если, не дай Бог, обстоятельства сложатся не так, как хотелось бы, близкие люди всегда рядом со мной.

...24 августа будет девять дней, как не стало Нины Григорьевны. Коллектив газеты «Димитровград» будет помнить ее, ведь мы видели ее не только на сцене, но и в стенах редакции, общались во время экскурсионных поездок, куда она брала с собой внука. Светлая память светлому человеку...

Ирина РОМАНОВА

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте