Обучение собственников жилья азам управления домом, которое в эти весенние дни проводит региональное министерство энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды, знакомя активистов с требованиями законодательства, изменениями в положениях и актах, регулирующих деятельность в этой сфере, определяющих обязанности и права сторон жилищно-коммунальных отношений, безусловно, можно считать существенным дополнением программы «Школа грамотного потребителя», реализуемой димитровградским «Контакт-центром». Очередное занятие с председателями советов собственников и старшими по домам провел 8 апреля советник губернатора в сфере контроля по вопросам ЖКК, заместитель председателя президиума областного координационного совета собственников в жилищном и коммунальном хозяйстве Александр Олегович Потапов.

В программе дня значилось три темы: задачи и проблемы, связанные с проверкой внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (ВДГО и ВДКО); текущее положение дел в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами; особенности открытия спецсчета при формировании фондов капитального ремонта…

Газовая безопасность
- Добрый день, уважаемые неравнодушные собственники квартир!..
Именно с такими словами обратился к собравшимся Александр Олегович, лаконично обозначив таким образом самую суть целей, которые ставят эти информационно-просветительские семинары.
Деятельных, стремящихся разобраться в сути процессов, их механизмах, активных горожан нужно вооружить информацией, знаниями, научить понимать эту информацию и пользоваться ею, грамотно реагировать и, в конечном счете, оказывать положительное влияние на вышеупомянутые процессы. Чтобы достичь названных целей, нужны компетентные комментарии грамотных специалистов, способных не только доступно рассказать о самом сложном или непонятном, но и четко ответить на любые вопросы. Именно таких специалистов и намерены привлекать при проведении этих семинаров их организаторы. На эту встречу также были приглашены профессионалы-практики, работающие в означенных сферах.
Как мы все знаем, неисправности газового оборудования, неправильная эксплуатация газовых приборов и устройств или выполнение работ сторонними организациями, не имеющими соответствующих сертификатов и не обладающими необходимыми кадрами или техническими средствами, все чаще стали приводить к несчастным случаям – взрывам в многоквартирных жилых домах и гибели их жильцов.

Достаточно вспомнить относительно недавнюю трагедию в Магнитогорске. Это, конечно, свидетельствует о необходимости срочно вносить изменения на законодательном уровне. Нужно изменять саму практику проверки газового хозяйства. А первым делом следует проверить, в каком состоянии это хозяйство в муниципальных образованиях. И речь главным образом идет о положении дел в многоквартирном жилом фонде. О мероприятиях по проверке ВДГО, проводимых в нашем городе в этом году, и правилах, регулирующих соответствующие процедуры, собственникам жилья рассказал главный инженер димитровградского филиала предприятия «Газпром газораспределение Ульяновск» Сергей Витальевич Новиков.
Правила эти регулируются постановлением правительства РФ №410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», в которое позже были внесены изменения. В соответствии с требованиями действующего законодательства собственники жилья обязаны заключать договоры на обслуживание газового оборудования со специализированной организацией. Сергей Новиков сразу отметил, что на местном рынке есть и другие специализированные организации, с которыми собственники вправе заключать соответствующие соглашения, но требования постановления для всех одни.
Следует иметь в виду, что на рынке услуг сегодня действуют и явные шарлатаны, под видом специалистов из специализированных организаций предлагающие свои услуги. Как правило, по более высоким ценам. При этом они буквально навязывают и дополнительные услуги, утверждая, например, что собственники обязаны устанавливать счетчики газа, которые тут же предлагают приобрести. Сергей Витальевич подчеркнул – в многоквартирном фонде установка таких счетчиков не является обязательным условием. Если собственник готов платить по нормативу – это его право. При желании можно установить и счетчик, но установку прибора должна произвести специализированная организация.
Какие меры могут переломить сложившуюся ситуацию? Какие изменения были внесены в процедуры, связанные с техническим обслуживанием ВДГО? Проверка один раз в три года – таким было условие обеспечения надежности и безопасности газоснабжения. Теперь при заключении договора со специализированной организацией техническое обслуживание газового оборудования обязаны проводить не реже раза в год. Существует и минимальный перечень работ, которые обязаны провести специализированные организации при проведении ТО.
Участников встречи, разумеется, интересовала стоимость работ, проводимых газовой службой. Как сообщил главный инженер предприятия «Газпром газораспределение Ульяновск», стоимость технического обслуживания четырехконфорочной газовой плиты, например, составляет 335 рублей в год. Полный прейскурант размещен на сайте организации.
Предвосхищая претензии о том, что обход домов специалисты газовой службы проводят в рабочее время, а потому далеко не во все квартиры может быть обеспечен доступ, главный инженер отметил, что на сайте предприятия http://www.ulgaz.ru (вкладка http://www.ulgaz.ru/images/docs/graphiki/graphiki-mart/grafiki-aprel/Dimitrovgrad-aprel.pdf) размещается полный график ВДГО и ВДКО на текущий месяц.
Ему возразили – график выдерживается не всегда. К сожалению, услышали они в ответ, предприятие не располагает достаточным количеством бригад для полноценного проведения обхода всего жилфонда. Тем не менее, думается, при несомненной общей заинтересованности сторон в обеспечении безопасности работы газового оборудования провести осмотр в полном соответствии с предъявляемыми требованиями можно. Как и пресечь недобросовестное исполнение проверяющими своих обязанностей.
Такие примеры, к сожалению, нередки. Александр Потапов, в частности, обратил внимание собственников на технологию выполнения некоторых работ по ТО, при проведении которых специалисты обязаны использовать не дилетантские способы определения, к примеру, тяги (газетки и спички), а специальные приборы. Это относится и к проверкам дымовентканалов. В противном случае работы таких горе-специалистов принимать не следует.
Сотрудники газовой службы, пришедшие проводить ТО, должны быть одеты в специальную форму, иметь удостоверение личности с фотографией, бланки строгой отчетности для оформления факта оплаты, а также, как уже говорилось выше, все необходимое для проверки оборудование.
При осуществлении обходов, как известно, с проблемами сталкиваются и сами газовики. Зайти в ту или иную квартиру, к сожалению, им удается далеко не всегда. А потому в итоге обследованной оказывается лишь часть дома. Гарантирует ли это полную безопасность? Понятно – нет. Хотя, конечно, чем больше квартир осмотрено, тем эта гарантия выше.
Отказываться от проведения осмотра, уповая на соседа, друга, брата, которые «сделают не хуже», не следует. Без сомнения, максимальный охват жилфонда возможен только при активном взаимодействии управляющих компаний и самих собственников. И спускать эти мероприятия на тормозах, проводить их для галочки, надеяться «на авось» не следует. Ни газовикам, ни управляющим компаниям, ни собственникам жилья. И здесь имеет значение все: определение зон ответственности и границ разделения имущества (конкретных собственников, общего, муниципального или газовой службы), стоимость услуг (зачастую именно она становится причиной того, что специалистов, способных предотвратить возможную беду, оставляют за порогом), фиксация факта проведения тех или иных мероприятий.
Затронутая тема, несомненно, очень актуальна. Об этом говорит и то, что после информации главного инженера представители органов самоуправления многоквартирного фонда задали еще много частных конкретных вопросов, по которым, надеемся, будут приняты надлежащие решения. Говорили о проверке дымовентканалов, сроках проведения обследования магистральных газопроводов, об ответственных за покраску газовых труб, органах, призванных проводить такие обследования, выполнении газовой службой требований по срокам выезда по аварийным вызовам и многом другом. Пожаловались также на взимание денег за проверку загазованности… в подвальном помещении, которая включается в последнее время в платежные ведомости. Этот факт в числе других обращений особо заинтересовал советника губернатора в сфере контроля по вопросам ЖКК, и он тут же, оперативно, в ходе семинара, в режиме удаленного доступа сделал запрос через своих помощников о правомерности таких начислений. Как выяснилось (Потапов даже зачитал выдержку из соответствующего законодательного акта), плата взимается лишь в тех случаях, когда через подвал проходят газовые коммуникации!
Часть других вопросов, ответы на которые ведущие семинара не смогли дать в этот же день, Потапов взял на заметку, считая их личным обращением собственников к нему, как к советнику губернатора и заместителю председателя президиума областного координационного совета собственников, и пообещал разобраться.

Обращение с ТКО
Реформа системы обращения с твердыми коммунальными отходами – одна из самых животрепещущих тем дня. И вопросов, связанных с ходом ее проведения, еще очень много. Есть они и у Александра Олеговича Потапова – он отметил, что многие из них следует адресовать не региональному оператору, осуществляющему сбор, вывоз, сортировку и захоронение мусора, а руководству министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области. Эти вопросы он сегодня сводит в специальное обращение, готовящееся для этого министерства. Прозвучавшие на встрече жалобы, вопросы, просьбы и предложения также будут проанализированы и, если носят всеобщий характер, включены в перечень вопросов и предложений данного обращения.
О документах, которыми руководствуется оператор по обращению с ТКО, ходе выполнения обязанностей регоператора, выводах, сложившихся в ходе работ, рассказала начальник юридического отдела фирмы «Экосистема» Елена Николаевна Горюшко.
Вопросов по вывозу мусора, в том числе крупногабаритного, подтвердила она, возникает еще очень много. Для сбора информации о проблемных участках и решения проблем по конкретным адресам работает «горячая линия» (телефон 4-09-09, работает с 8 до 12 и с 13 до 17, кроме субботы и воскресенья).
Немало вопросов прозвучало и на этой встрече. Сегодня горожан, прежде всего, интересует, как будет вывозиться собранный во время весенних субботников мусор. В этом году, как известно, планируется выдавать талоны на бесплатное захоронение собранного в ходе месячника благоустройства мусора. Вывозом же мешков и прочего займутся муниципалитет и управляющие компании. Как рассказал Александр Потапов, в областном центре, например, договорились размещать мешки с собранным мусором вдоль магистралей, откуда их будет вывозить муниципалитет.
Горожане продолжают также задавать вопросы об обоснованности размера платы за услугу по обращению с ТКО. Они считают установленный норматив – объем производимого человеком мусора за год – завышенным. Потапов уточнил – тут претензии могут быть только в адрес регионального департамента по регулированию цен и тарифов, на уровне которого они и утверждаются. Вопросы ценообразования, ценовой политики в этой сфере, подчеркнул он, также будут фигурировать в готовящемся письме в адрес министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области. Он также отметил, что в этом перечне обязательно будет и предложение детально разобраться с разделением зон ответственности, в частности, с обязанностями по оборудованию и содержанию мест складирования ТКО и КГМ.
В числе других вопросов, заданных в связи с реформированием системы обращения с ТКО: «Какие документы и как часто нужно представлять, если дети, прописанные в квартире, подолгу живут (учатся) в других городах, чтобы плата с них не взималась?», «Какие другие основания могут оказаться существенными для снижения размера оплаты обращения с ТКО?», «Можно ли платить за услугу не по нормативу, а по факту – исходя из реальных объемов произведенного мусора?» и другие…
Участники встречи сошлись во мнении, что потребителей услуги к предстоящим преобразованиям в преддверии реформирования данной сферы подготовили недостаточно. И вопросы, скорее всего, будут возникать еще долго. А значит, заключил Александр Потапов, разговор на эту тему на семинарах будет продолжен.

Капремонт и спецсчет
Капитальный ремонт многоквартирных домов – также одна из особо волнующих сегодня собственников тем. Минимальный размер вносимой платы определен, региональная программа сформирована, для каждого из домов определены сроки, в которые будет проведен ремонт, и виды работ. Однако далеко не всегда жильцы готовы ждать своей очереди. В этих случаях они могут открывать специальные счета, с которых при накоплении нужной суммы вправе снять средства, направив их на реализацию задач по капремонту дома в любое время. О том, как открывается такой счет, как можно перевести на него уже собранные средства со счета регионального оператора, димитровградцам рассказал директор фонда модернизации ЖКХ Ульяновской области Александр Сергеевич Хаджибаев, также принявший участие в семинаре.
Для принятия решения о спецсчете нужно, чтобы за него проголосовали не менее двух третей собственников. Собственники сами решают, в каком банке из определенных федеральным законодательством размещать свои взносы. Решив начать ремонт, они также вправе самостоятельно выбрать подрядную организацию, которой будет поручено провести работы. При заключении контракта рекомендуется внимательно проверить достоверность смет, а после обеспечить строительный контроль. Это тоже потребует затрат, относительно небольших, но результатом их станут гарантии эффективного расходования средств, качества используемых материалов и уверенность в том, что работы будут выполнены на надлежащем уровне.
Многие из участников встречи, несомненно, впервые услышали о возможности возврата части взносов на капремонт. Такая возможность на самом деле существует. Если при капремонте предусматривается проведение мероприятий, способствующих снижению энергопотребления (в первую очередь установка приборов погодного регулирования) не менее чем на десять процентов, Фонд содействия реформированию ЖКХ может вернуть жильцам половину стоимости проведенных работ. В этом году, как предполагается, таким путем планируют пойти в регионе собственники не менее пятидесяти-шестидесяти домов.
Встреча, подтвердили руководители советов собственников многоквартирных домов, как и предыдущая, состоявшаяся неделей раньше, оказалась очень полезной. Организаторы ее готовы проводить такое обучение на регулярной основе до тех пор, пока собственники будут проявлять к нему интерес.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить