14 апреля исполняется 100 лет со дня рождения участника Великой Отечественной войны, актера и бывшего директора Димитровградского драматического театра имени А.Н.Островского Георгия Федоровича Миллера. Он прожил долгую достойную жизнь и ушел из нее 27 июля 2009 года. Коллеги и все поклонники его таланта вспоминают этого замечательного человека с почтением и благодарностью.

Родился Георгий Федорович в 1919 году. Пристрастие к театру появилось с детства. Именно поэтому отправился учиться в театральную студию при театре в городе Кирове. Руководила студией Лина Семеновна Самборская, которая в то время была главным режиссером Кировского театра.
С началом Великой Отечественной войны Георгий был призван в армию. В 1946 году после окончания войны с Японией демобилизовался и остался в Комсомольске-на-Амуре по месту службы. Там женился на Инне Ивановне и всю жизнь прожил с ней. Его супруга была музыкальным работником и главным вдохновителем его творчества.
По приглашению режиссера Витальева Миллер один сезон работал в Горьковском ТЮЗе, играл главную роль в сказке «Иван да Марья».
Георгий Федорович успел поработать во многих театрах, где сыграл огромное количество ярких ролей. В 1950-1954 годах по приглашению друга служил в театре города Уральска в Казахстане. Сезон 1954-1955 годов по приглашению режиссера Юровского работал в Ульяновском драматическом театре, но в 1955 году ему предложили возглавить Мелекесский драматический театр.
С 1955 по 1969 год Георгий Федорович - директор Мелекесского драматического театра и его ведущий артист. В спектаклях он был занят вплоть до 1990 года.


Символично, что долгая актерская жизнь на сцене Димитровградского театра имени Александра Островского началась для Георгия Миллера с роли Незнамова в пьесе Александра Островского «Без вины виноватые». Всего Георгий Федорович сыграл более 100 ролей.
Вот что вспоминает о Миллере бывший сотрудник театра, много лет прослуживший в нем в качестве заведующего постановочной частью, администратора и директора театра, Николай Александрович Терешенков:
- Георгий Федорович оставил большой след в истории театра. Он приступил к должности директора, когда театр был в плачевном состоянии: не было постановочной части, актеров было мало, заработки очень низкие, и уже стоял вопрос о закрытии учреждения. Так вот именно Георгий Федорович отстоял театр в Москве. Заняли денег, провели хорошие гастроли, восстановили репертуар, и театр пошел в гору. Также его заслуга в том, что в 1967-1968 годах к театру был сделан пристрой для технических помещений.
Как актер Георгий Миллер пользовался большой популярностью и любовью зрителей: когда были его спектакли, зритель ходил конкретно «на Миллера». Когда я в 1978 году пришел работать в театр в качестве заведующего постановочной частью, именно Георгий Федорович стал моим учителем – он давал мне соответствующую литературу, показывал на практике, как должна крепиться декорация, как и чем она должна краситься, как должны делаться узлы, как надо читать чертежи, делать эскизы и многое-многое другое. Позже, когда я стал администратором, он также оказал большую помощь: рассказывал, как надо продавать билеты, нюансы проведения гастролей, подсказывал, с кем и как нужно взаимодействовать. Он поверил в меня, увидел во мне человека, преданного театру. Его отличительной особенностью было уважение к своим коллегам. Даже с теми, кто провинился, всегда общался тактично, индивидуально подходя к каждому работнику. Он был очень внимательным к людям. У него была удивительная семья. Жена Инна Ивановна, преподаватель музыкальной школы, часто помогала в подборе музыкального сопровождения к спектаклям, была его помощницей и единомышленницей. Я очень благодарен Георгию Федоровичу – настоящему профессионалу и глубоко порядочному человеку.
Актриса Дина Алексеевна Лихачева:
- Когда я поступила на службу в театр, Георгий Миллер был парторгом театра и проявил большую заботу о молодых актерах. Это был удивительный человек и очень хороший актер.
Актриса Елена Александровна Кочетова:
- Георгию Федоровичу было уже к шестидесяти, когда я познакомилась с ним. Он играл возрастные роли. Очень талантливый, интересный и многогранный актер. Мы вместе сыграли в спектакле «Мать Иисуса» по пьесе Володина. Он - римского патриция. Спектакль очень напряженный и серьезный. Мне было комфортно с ним работать. Как партнер он мне многое давал. Эта работа - как бы его «лебединая песня». У меня до сих пор о Георгии Миллере теплые воспоминания. И как мы на гастроли ездили, и как он тщательно относился к профессии. Замечательный бесконфликтный человек, искренне любящий театр.
Художественный руководитель театра Ольга Робертовна Панченко:
- Я познакомилась с творчеством Георгия Федоровича, будучи школьницей. Когда он появлялся на сцене, по залу всегда пробегал шепоток: «Миллер…Миллер…» Очень яркий, органичный, правдивый актер – настоящий последователь школы Станиславского. Публика его любила и всегда тепло принимала. Музой его творчества была его супруга – Инна Ивановна. Это удивительно теплый, душевный человек, всю жизнь посвятивший себя делу обучения детей музыке. Мне посчастливилось быть ее ученицей. Вдвоем с Георгием Федоровичем они составляли прекрасный творческий тандем. Георгий Федорович был ярким и динамичным не только на сцене, он и в жизни оставался невероятным человеком, очень душевным и интеллигентным. Коллеги трепетно хранят память о человеке, сохранившем театр для города, и приглашают посетить небольшую экспозицию в фойе театра, посвященную 100-летию Мастера.
Заслуженный работник культуры России, председатель городского совета ветеранов войны и труда Александр Дмитриевич Воронин:
- Увидел я Георгия Федоровича в 1971 году, когда приехал в Мелекесс. Будучи молодым специалистом, организовал театральную студию в Доме культуры «Строитель». До этого я был знаком с главным режиссером нашего драмтеатра Владимиром Николаевичем Раевым. Он предложил обращаться за помощью и советом и пригласил бывать на репетициях в театре. И тогда я увидел замечательного актера, мужчину чуть более старше 50 лет, в расцвете сил, таланта, с прекрасным баритоном. Местные женщины, как я понял, были в него влюблены, и ходили на спектакли с его участием. Видел его на репетициях и на спектаклях. Впечатление Миллер производил на меня самое положительное. Не было в нем актерского кривляния, дешевого фокусничанья. Это был человек и актер, за плечами которого большой жизненный опыт, Великая Отечественная война. Его внешние данные говорили сами за себя: «Вот это положительный герой советской страны».
Прошли годы, и я как член городского совета ветеранов войны и труда видел его участие в патриотических мероприятиях, заседаниях совета ветеранов и дружеских посиделках фронтовиков. Я не помню Георгия Федоровича дряхлым стариком, немощным человеком. В его облике, глазах не было старости. Никто не видел его больным, усталым, унылым. Оптимизм, чувство юмора выплескивались из него, и он заражал этим окружающих. Если бы у меня спросили, кто мой герой, мой пример в актерской среде, я бы сказал - Георгий Федорович Миллер. Я очень рад, что его помнят, ценят, он жил не напрасно, и его фронтовой и творческий путь заслуживает памяти и уважения.

 

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте